Когда наука интереснее мультиков
04 марта

Когда наука интереснее мультиков

Проекту ИЦАЭ Калининграда «Научное антикафе» исполнился год. В честь этого события мы рассказываем вам о самом юном, и самом постоянном его посетителе.

На часах 18-30 пятницы. 11-летний Миша Дуняк, как и всегда в это время, ловит маршрутку, чтобы отправиться на другой конец Калининграда, в ИЦАЭ послушать лекцию про «термояд». Его сверстники сейчас, скорее всего, выпрашивают у родителей планшеты и смартфоны, доказывая, что у них законные выходные, и вообще они всю неделю учились без троек, но герой нашей публикации, кажется, сделан из других атомов.
С самого старта проекта «Научное антикафе» Миша стал его постоянным гостем. Большая часть слушателей вечерних лекций в атомном центре – это вполне себе взрослые люди, поэтому, на тот момент ещё третьеклассник, Миша сильно выделялся. Удивительно, каждый раз, когда спикеры обращаются к залу – мальчишка в первых рядах тянет руку и вполне по-взрослому «мучает» именитых профессоров вопросами.
«Мне мама как-то принесла сувенирную таблетку урановую, я и заинтересовался. А затем она мне рассказала про лекции, которые проходят у вас», — рассказывает парень о том, как всё начиналось чуть больше года назад. «Сейчас она знает куда я иду, а поначалу переживала. Постоянно названивала во время лекций, мешала слушать. Ты там скоро, типа, а я ей сейчас-сейчас! Главное до десяти вечера быть дома».
Сегодня Миша Дуняк учится в 16-ой школе. Может показаться, что раз он завсегдатай ИЦАЭ, то в школе ему должно быть совсем не интересно. В его дневнике сплошь «хорошо» и «отлично», но вот по русскому случались и «трояки». Наверное, в этом нет ничего страшного, причастие с деепричастием путают многие, а страстно обожают точные науки единицы.
Когда пришла к нему любовь к новым знаниям он уже и не помнит, но как и подобает будущему великому учёному или изобретателю, свои чувства к физике он пестовал методом проб и ошибок.
«Это было давно. Я взял моторчик от фена. Подумал, ну если вилка от фена в 220V включается, значит и моторчик должен работать напрямую от сети! Привязал к шнуру и вставил в розетку … затем небольшая вспышка белого света, ну и пробки выбило. Это минимальный ущерб, главное, что я остался жив!»,- рассказывая о своей первой домашней «лабораторной» Миша слегка смущается, оно и понятно, мама об этом ЧП узнает уже из статьи, за что согласно Теории вероятностей велик риск получить нагоняй (хотя всем ИЦАЭ Калининграда мы надеемся, что дома его поймут и простят).
Был в его исследовательской карьере ещё один случай: «Решил побаловаться с конденсатором, но не в квартире. В подъезде. Тоже самое – вилка – конденсатор – примотал – 220V! Ничего не пострадало. Только немножечко задымление было».
Видимо, осознав, что практика без теории может быть опасна, Миша Дуняк стал посещать лекции «Научного антикафе». Больше всего ему запомнились про рыбалку (читал старший научный сотрудник Лаборатории морской экологии АО ИО РАН им. П. П. Ширшова Алексей Гущин) и про изобретение калининградских инженеров — микрочип «Балалайка» (рассказывал его создатель, инженер Lab409, Данил Борчевкин). Хотелось бы побольше лекций по химии, высказывает свои пожелания ИЦАЭ парень.
«Мне очень нравятся опыты. Поэтому я в основном на Ю-тьюбе сижу, смотрю каналы «Креосан», «Тёмная Фаза», проект о радиации тоже мне нравится», — и вот тут, понимая, что вытворяют на экране авторы вышеперечисленных каналов, соседям Миши по дому стоит серьёзно задуматься. Как минимум о том, что когда-нибудь, в их подъезд будут приходить толпы многочисленных туристов, посмотреть, где рос великий калининградский учёный Михаил Дуняк!

IMG_1681 — копия IMG_1732 IMG_2181 — копия IMG_2290 IMG_2292