«Умные выходные» в формате open air прошли в Калининграде

С 28 по 30 июня фестиваль науки «КСТАТИ! Умные выходные» собрал более 2000 зрителей на набережной Верхнего озера. Калининградцы стали участниками научно-популярного лектория и мастер-класса по игре в Го, зрителями «Битвы роботов» и мастерами «Умной йоги», сыграли в интеллектуальные и командные игры.

30 июня посетители фестиваля разбирались в том, как правильно относиться ко сну, что собой представляет звук и какие сюрпризы преподнесёт человечеству четвёртая промышленная революция, а также заглянули в возможное ближайшее будущее на научно-популярном ток-шоу «Разберём на атомы: Чёрное зеркало».

Анна Хоружая, научный журналист, врач-ординатор Национального центра неврологии, разоблачила самые популярные мифы о сне. Оказалось, что надежда многих трудоголиков выспаться в выходные напрасна: такое отношение ко сну, как и регулярный недосып ведут к повышенному стрессу и проблемам со здоровьем, зато нарушенный сон можно восстановить с помощью правильного режима, не прибегая к медикаментозным средствам. Кстати, трактовать сны по сонникам с точки зрения медика не только бессмысленно, но и не полезно: они представляют собой результат спонтанной активности отдельных групп нейронов и синапсов, которая возникает в процессе «форматирования» мозгом информации, и никакого тайного или глубокого смысла не несут.

Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории астрофизики и космологии БФУ имени И. Канта Валериан Юров рассказал о том, что такое звук и октава, а также дал математический ответ на музыкальный вопрос: «Почему нельзя подпеть барабану?» «Любому струнному инструменту можно, а барабану – нельзя? Да, это так. Струна – это одномерный объект, закреплённый с двух сторон, благодаря чему её колебания, из-за которых и возникает звук, исключительно синусоидальные. Это означает, что струнные инструменты издают звуки определённого тона. А барабан – двумерный плоский объект и колеблется с множеством частот. Есть нижняя предельная частота, определяемая диаметром барабана», – объяснил Валериан Юров.

Артём Юров, доктор физико-математических наук, директор Института физико-математических наук и информационных технологий БФУ имени И.Канта, заглянул в будущее человечества, переживающего четвёртую промышленную революцию.

«За всю историю на Земле жили около 70 миллиардов человек. Давайте предположим, что все они жили по сто лет, и что наш мозг в секунду совершает 100 триллионов операций. Так вот, квантовый компьютер со 124 кубитами способен обработать весь объём информации, когда-либо произведённой человечеством. Что это значит для нас? Мы теряем предсказательную способность. Могут ли рыбы рассуждать о GPS-навигации или о космических полётах? Мы оказываемся в таком же положении», – уверен Артём Юров.

Сейчас вычислительная мощность обычного смартфона больше, чем всей техники и электроники у НАСА, когда американцев отправляли на Луну, и искусственный интеллект развивается очень быстро. Нейронная сеть научилась играть в Го, что считалось невозможным, и победила чемпиона мира в 2015 году. Также Артём Юров предположил, что чёрные дыры можно назвать самым эффективным природным квантовым компьютером благодаря характеристикам излучения Хокинга.

Обсуждение технологий будущего продолжилось на научно-популярном ток-шоу «Разберём на атомы», на котором разобрали три серии из сериала «Чёрное зеркало». Наталья Шушарина обратила внимание на нестыковки в серии «USS Каллистер», герой которой переселяет копии своих знакомых и сотрудников офиса в виртуальный мир, где обладает неограниченной властью. «Предположим, из ДНК, взятой из слюны, можно воспроизвести копию человека. Но как эта копия осознаёт себя и почему она обладает той же памятью, что и оригинал? Как одна из героинь управляется с несколькими парами клешней, которые появились у неё в этом виртуальном мире? А самое главное, почему в высокотехнологичном мире будущего, где возможно создать виртуальный мир с полным эффектом присутствия и перенести туда вполне материальные реплики живых людей, до сих пор существуют обычные электронные пропуска, без которых никто не может попасть на работу?» – обозначила Наталья.

Но главная проблема таких клонов-реплик, по мнению учёного, состоит в том, что они не развиваются. У человека есть жизненный опыт, а у искусственного интеллекта это база данных, которую ему предлагает человек исходя из собственных интересов и потребностей. Эту же тему продолжил кандидат философских наук Валентин Балановский, разобравший серию «Я скоро вернусь». По сюжету, главная героиня никак не может прийти в себя после гибели мужа, и специальная программа сначала воссоздаёт его виртуальную личность по общедоступным записям в социальных сетях, а затем и физическое тело, которое наделяется сознанием этой личности.

«Посмотрев эту серию, я могу предложить вам несколько правил. Первое – не ковыряйтесь в телефонах за рулём – это приведёт к аварии. Второе – не начинайте общение с незнакомцами в соцсетях, ничего хорошего из этого не выйдет. После знакомства в реале люди, как правило, разочаровываются, потому что придуманный образ не совпадает с реальным. Третье – берегите свои личные данные, их могут использовать нежелательным для вас образом. Помните, что пустые формы более притягательны – когда персонаж виртуален, человек может применять к нему любые свои проекции. И главное – старые фото надо хранить на чердаке. Это означает, что не нужно жить прошлым, нельзя возродить фотографию и жить с ней», – прокомментировал Валентин.

Анна Хоружая, научный журналист, врач-ординатор Научного центра неврологии, рассказала, какие проблемы обозначены в серии «Белый медведь». «У создателей этой серии получилось размыть этические границы. На протяжении всего фильма мы сочувствуем главной героине, которую преследуют, но в конце выясняется, что главный злодей – это она сама. Есть, конечно, вопросы и к тому, как удаётся стереть ей память, причём исключительно те моменты, которые выбраны. Мы до сих пор не знаем, где память хранится, и вряд ли возможно стереть воспоминания выборочно», – объяснила Анна.

Фестиваль «КСТАТИ» проводится в Калининграде в четвёртый раз, и впервые прошел на открытом воздухе. Организаторы фестиваля – Информационный центр по атомной энергии при поддержке «Росатома» и «Росэнергоатома» и участии администрации Калининграда.