Калининградцы совершили путешествие в квантовый мир
24 марта

Калининградцы совершили путешествие в квантовый мир

22 марта в Информационном центре по атомной энергии Калининграда (ИЦАЭ) прошла лекция PhD университета Колумбия-Миссури (США), кандидата физико-математических наук (Россия), доцента-исследователя ИФМНиИТ БФУ им. И. Канта Валериана Юрова.

Лектор рассказал о фантастическом путешествии в квантовый мир.

В 1979 году известный астрофизик, популяризатор науки и автор множества научно-популярных книг Карл Саган задумал фильм о первом контакте с инопланетным разумом. По сценарию земляне должны были построить машину – устройство для перемещения в пространстве с Земли на родную планету внеземной цивилизации. Загвоздка состояла в том, что Саган никак не мог найти физически осуществимый принцип такого перемещения.

Перепробовав и отвергнув различные варианты – от фотонного звездолёта до чёрной дыры – Саган обратился за консультацией к своему хорошему знакомому и коллеге, физику-теоретику Кипу Торну, который предложил использовать мост Эйнштейна – Розена или «кротовую нору».

Первоначально идея «кротовой норы» возникла при изучении уравнений Эйнштейна, описывающих чёрные дыры. При попытке описать поведение тела, падающего в чёрную дыру, неожиданно выяснилось, что при пересечении горизонта событий в обычных декартовых координатах пространство и время меняется местами.

Единственный способ объяснить такое поведение – это предположить, что для корректного полного описания чёрной дыры, декартовы координаты не годятся. Одним из наиболее удачных вариантов стали координаты Крускала-Секереша. Такие координаты для обычной черной дыры единичного радиуса разделяются на четыре области.

Микроскопические червоточины или «кротовые норы» должны были возникнуть на самых ранних стадиях эволюции Вселенной, когда она ещё была заполнена высокоэнергетическими быстро осциллирующими полями. Последующее быстрое раздувание Вселенной, превратившее крохотные квантовые флюктуации вещества в зародыши будущих галактик, должно было бы «раздуть» и «кротовые норы», превратив их в макроскопические объекты.