Разберём на атомы: Halloween
01 ноября

Разберём на атомы: Halloween

Калининградцы узнали, может ли тыква превратиться в карету и как надо правильно бояться.

Научно-популярное ток-шоу на необычную тему, посвящённое празднику Хэллоуин, провёл ИЦАЭ Калининграда в стенах Чеховской библиотеки. Узнать немного больше о некогда исключительно религиозном празднике, со временем плотно вошедшем в массовую культуру, вечером 31 октября пришли более 80 человек.

Прямого аналога Хэллоуина на калининградской земле никогда не было, однако известный калининградский писатель и культуролог Александр Попадин напомнил собравшимся о традиции, которая раньше строго соблюдалась во всех пионерских лагерях — в ночь перед окончанием смены дети рассказывали друг другу страшилки. Как выяснилось, он давно их коллекционирует, и по мотивам некоторых даже написал книгу «Страшные истории острова Кнайпхоф», отрывки из которой публично зачитал. Кстати, нет упоминаний и о том, что праздник всех святых как-то массово отмечали и в довоенное время. И хотя по городу в разное время бродило множество разных страшных слухов, Кёнигсберг всегда был толерантен к «нечисти».

Александр Попадин:

«По ведьмам в средневековом Кёнигсберге ни одного процесса не было. В Восточной Пруссии в целом были один или два процесса, но на фоне остальной Европы это абсолютная свобода. Я не могу сказать, почему так. Скорее всего, дело в том, что Восточная Пруссия была веротерпима по отношению к разным религиям. Сюда и курфюрст, и король приглашали представителей разных конфессий, которых изгоняли из Европы, чтобы они после того, как чума «покосит» здесь полнарода, заселяли эти земли. Это чья ведьма — наша или ваша? Наша! Ну ладно, если никто не признается, чья ведьма, тогда можно ее сжигать, а так, все говорили, что наша!», — пошутил писатель.

О главном атрибуте Хэллоуина – тыкве — рассказала заведующая лабораторией семян и интродукции растений Ботанического сада БФУ им. И. Канта Светлана Яковлева. Древние ацтеки могли не просто съесть своего врага, но и сопроводить приём пищи изумительным гарниром из пареной тыквы. В Центральной Америке это растение культивируют более 5 тыс. лет. Кстати, к тыквинам относятся и кабачки, и цуккини, и огурцы, и даже арбузы (арбуз — не ягода). В наших широтах лучше всего адаптируется сорт «Хоккайдо», однако у садоводов редко можно встретить экземпляры тяжелее пары десятков килограммов.

Светлана Яковлева: «В этом году в США вырастили тыкву весом 2 тонны. Действительно, из такой тыквы можно сделать карету и туда поместится золушка. Шарль Пьеро из Франции, и, когда он писал свою сказку, тыква в тёплых краях уже росла большой. Из картошки не сделаешь красивую карету, а из красивой оранжевой тыквы можно», — отвечала биолог на вопросы слушателей.

«Тыквенную» тему продолжил и директор Института живых систем БФУ им. И. Канта Максим Патрушев. По его мнению, вырастить многотонную тыкву в Калининградской области можно, но для этого понадобится полвека упорной селекционной работы, а поскольку в России тыква не является ценным пищевым продуктом, как в Америке, у нас никто этим не занимается. Что интересно, тыква — одно из немногих растений, у которых отсутствуют так называемые морфологические ограничения, т. е. ограничения размера, а значит, американский рекорд вполне может быть побит.

Выступление Максима Патрушева по большей части было посвящено природе происхождения человеческих страхов. Оказывается, боялись мы не всегда, и именно страху обязаны тем, что сохранились как вид.

Максим Патрушев:

«Согласно антропологическим данным, Человек умелый не боялся смерти, не боялся мёртвых. Когда он взял в руки палку, он понял, что этой палкой можно что-то делать. Если мы откроем школьные учебники, то прочитаем, что это было орудие труда, но на самом деле это никакое не орудие труда, он первое что сделал – убил соседа. Установили это очень просто: когда в Восточной Африке вскрыли самое крупное захоронение Человека умелого, там несколько тысяч индивидов было, и практически все с проломленными черепами. Первое, что они начали делать – убивать друг друга. Не было никакого страха, ни перед собственной смертью, что странно вообще для животных, ни перед смертью ближнего своего», — рассказал кандидат биологических наук. Прошло несколько тысяч лет, пока другой наш предок, Человек прямоходящий, не начал испытывать страх смерти. Учёные не знают точно, почему так произошло, но склонны объяснять это какой-то генетической мутацией, которая позволила в итоге нам сохраниться и не перебить друг друга.

ИЦАЭ Калининграда по традиции вёл прямую трансляцию своих мероприятий, посмотреть ее запись можно в группе центра в ВК.IMG_1931 IMG_2010 IMG_2007 IMG_1985 IMG_1982 IMG_1967 IMG_1956 IMG_1947 IMG_1945