С земли на небо: калининградцам рассказали о перспективах использования дронов.
18.06.15

С земли на небо: калининградцам рассказали о перспективах использования дронов.

Дрон (англ. drone) — беспилотный летательный аппарат военного назначения, разновидность военного робота. В задачу этих автономных систем, созданных для полёта, входит выполнение миссий, потенциально опасных для человека. Однако, в последнее время чётко прослеживаются перспективы их успешного использования и на гражданке. По данным экспертов к 2019 году рынок коммерческих дронов вырастет на 538% и превысит $5 млрд.

История мультикоптеров берёт своё начало в 1923 году, тогда в США поднялся в небо первый в мире четырёхвинтовой вертолёт, сконструированный русским эмигрантом Георгием Ботезатом. А спустя 16 лет там же, в Америке, появился и первый беспилотник Radioplane OQ-2. Кстати, к его созданию буквально приложила руку Мерлин Монро, до начала своей актёрской работы работавшая на военном заводе.

 

 

Современные дроны выглядят так, как мы привыкли благодаря появлению бесколлекторных электродвигателей, литий-полимерных аккумуляторов, а также объединению гироскопа, акселерометра и GPS приемника в полетный контролер. Некоторые модели по своим размерам не больше ладони, соответственно и грузоподъемная сила у них мала. Это, а также небольшое время полёта (максимум 87 минут) являются основными сдерживающими факторами в расширении области их применения. Пока что мультикоптеры используются для наблюдения с воздуха, производства кино, в журналистике, при обеспечение правопорядка, поиске и спасении людей, страховании, сохранении редких животных, обеспечении интернетом, в геодезии и картографии, грузовых перевозках, сельском хозяйстве, 3D-моделировании, современном искусстве, научных исследованиях.

 

 

Но главный сдерживающий фактор развития — законодательство. В каждой стране оно разное. Например, в Узбекистане вообще запрещено использование дронов. В США коммерческое использование беспилотников ограничено, летать можно только днем, не выше 120 м и в зоне видимости пилота, при этом у пилота должна быть лицензия. Во Франции — запрещен запуск устройств без специального разрешения, а аппараты тяжелее 2 кг. должны быть оборудованы системой спасения — парашютом.

В России в прошлом году компания «Copter Express» в рекламных целях начала доставлять пиццу дронами в Сыктывкаре, но суд оштрафовал основателя фирмы за это на 50 тысяч рублей. Было доказано несколько нарушений: использование воздушного пространства без разрешения, отсутствие плана полета и лицензии на перевозку грузов на воздушном судне. А в Кабардино-Балкарии медицинская лаборатория «Инвитро» запустила коптер с пробирками на борту, чтобы доставить биоматериал из труднодоступного района. Сообщается, правда, без подробностей, что полёт был согласован с Росавиацией. Только 11 июня 2015 г Госдума приняла в первом чтении поправки к Воздушному кодексу РФ, в котором наконец-таки появился термин «беспилотное воздушное судно» (БПВС). Использовать БПВС в нашей стране можно только после подачи специального сообщения в центр Единой системы, однако, на практике этот механизм пока отработан слабо.

 

«Тем не менее я уверен, что рано или поздно коммерческие компании пролоббируют послабления в законодательстве для коммерческого использования дронов. Одним из главных бенефициаров от этого может стать компания Amazon, специалисты которой подсчитали, что тогда себестоимость доставки большей части их грузов не превысит одного доллара», — говорит Алексеюс Лоскутовас, — «Не смотря на то, что беспилотную авиацию ждёт бурное развитие, стартап-сообществу не стоит заниматься производством собственных дронов. Дешевле, чем у китайцев и красивее, чем у итальянцев всё равно не выйдет. Также мало перспектив и на рынке создания новых автопилотов. Не нужно открывать магазины дронов или создавать новостные ресурсы, посвящённые им».

 

 

Зато свободные ниши есть на рынке систем спасения дронов, можно придумывать системы «анти-дрон», изготавливать аксессуары и украшения для мультикоптеров, открывать сервисные центры, запускать агрегаторы услуг в регионах и создавать школы пилотов, — заключает эксперт.

Лекция посвящённая дронам в ИЦАЭ Калининграда прошла в рамках проекта «Трендскаутинг», и собрала более трёх десятков калининградцев. Это уже восьмое по счёту мероприятие, традиционно, на них рассказывается о новых технологиях, которые в будущем окажут огромное влияние на нашу жизнь. Кстати, на днях данный просветительский формат был отмечен Фондом развития интернет инициатив, специалисты которого подробно рассказали о нём на страницах издания runevent.ru. В результате стартап-сообщества сразу нескольких других российских городов уже выразили желание присоединиться к онлайн-трансляциям следующих мероприятий из ИЦАЭ Калининграда.