Стандарт как общественный договор

В рамках
областного Фестиваля науки и техники 20 марта состоялся региональный семинар
«Формирование исследовательской компетентности школьников в системе профильного
обучения».
20 марта 2012 года в МАОУ лицей № 5 Советского
городского округа состоялся региональный семинар «Формирование
исследовательской компетентности школьников в системе профильного обучения».
Семинар проводился в рамках областного Фестиваля науки и техники, совместно с
Информационным центром по атомной энергии в г. Калининграде и Калининградским
областным институтом развития образования.
Теоретическую
часть семинара открыла директор лицея И. Ф. Каплуцевич, она поприветствовала
гостей и участников семинара. Так же с докладами выступили: Л. В. Лыновская —
заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Гуров В. А. — кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровье-сберегающих
технологий Калининградского института развития образования; в режиме веб-связи
— Старунова И. В. — директор Информационного центра по атомной энергии в г.
Калининграде.
Цель семинара — привлечь внимание к
исследовательской деятельности как новой парадигме российского образования в
свете стандартов нового поколения.
Практическая часть мероприятия состояла
из трех отделений, на которых гости посетили 4 внеурочных занятия в начальной
школе, имеющие целью формирование основ исследовательской деятельности, и 8 уроков
и мероприятий по внеурочной деятельности в основной и старшей школе,
направленных на формирование исследовательской компетентности школьников. «Все
мероприятия прошли на высоком методическом, организационном и образовательном
уровне»,- отметили участники семинара.
Заключительная часть семинара была
представлена переговорной площадкой «Исследовательская деятельность и
профильное обучение». Участниками переговорной площадки были: представители образования (начальник управления
образования Е. М. Курина, директора школ, учителя, представители Технологического
колледжа г. Советска), науки (социальные
партнеры — директор Центра дополнительного образования КГТУ, доцент кафедры
физики, кандидат педагогических наук Капелевич М. С., Директор Информационного
центра по атомной энергии в г. Калининграде — И. В. Старунова), представители администрации Советского городского
округа (заместитель главы Советского городского округа по социальным вопросам
Яблонский И. С.; главный специалист управления культуры, молодежной политики и
туризма — Берников М. В., заместитель директора
Центра занятости — Прокопчик Т. В.,
ведущий инспектор по трудоустройству несовершеннолетних детей Бунякина Т. Г.); представители
работодателей, родителей; председатель Управляющего совета МАОУ лицей № 5 Никулина
Е. П.; Совет старшеклассников.
Цель переговорной площадки — определить
позиции, полномочия и ответственность сторон для реального осуществления ведущей
идеи образования — образовательный стандарт как общественный договор.
Для этого были поставлены следующие
задачи:
1. Выяснить какое влияние оказывает исследовательская деятельность на
формирование будущего выпускника;
2. Проанализировать положительные и отрицательные факторы, влияющие на
результативность профильного обучения;
3. Выявить степень соответствия интересов, требований и ответственности
сторон, обеспечивающих подготовку будущих молодых специалистов для
страны/города;
4. Сформулировать рекомендации для коррекции негативных тенденций,
исправлению слабых мест, для улучшения положения в профильном обучении для всех
ответственных сторон.
Согласившись с тем, что образование
является стратегическим ресурсом страны, участники переговорной площадки
высказали мнения по вопросу — что
сегодня входит в понятие «хорошее образование» для каждой из сторон, заинтересованных в
формировании будущего выпускника. Вопросы и мнения от учащихся и родителей
затрагивали важные проблемы, касающиеся формирования профилей в школе,
информацию о приоритетных специальностях и профессиях, условия поступления,
обучения в ВУЗах и послевузовского устройства молодых специалистов, роль
ответственности и самостоятельности самих учащихся в учебе и подготовке к
будущей профессиональной и социальной жизни, ответственность административных и
управленческих структур для обеспечения условий для молодых специалистов и другие.
Стороны были удовлетворены состоявшейся встречей, определены общие ориентиры,
согласованы проблемные вопросы. В ходе встречи пришли к
следующим договоренностям:
- Учителям: развивать исследовательскую деятельность по
индивидуализации образовательного маршрута учащихся с учетом запросов
учащихся и их родителей; - Родителям: воспитывать самостоятельность и ответственность детей
для успешной адаптации в будущей жизни, относиться более внимательно к мониторинговым
исследованиям по профориентации в лицее; - Работодателям: формировать запросы, целевые наборы, поддержку выпускников, студентов
необходимых для них специальностей; - Службе занятости: проводить
мониторинговые исследования перспективных профессий, специальностей на 3–5
лет и создавать условия доступности к информации для старшеклассников и
выпускников; - Администрации города: создавать условия для достойной социальной и
культурной жизни молодежи по реальным ее
потребностям (мониторинговые исследования), создавая ресурсы для
привлечения молодых специалистов в город; - Учащимся: ответственнее подходить к профориентированию; развивать
самостоятельность в учебной и социальной жизни.
К семинару педагогический коллектив МАОУ
лицей № 5 опубликовал методический сборник «Формирование исследовательской
компетентности школьников в системе профильного обучения. Современные подходы к
обеспечению стандартов (из опыта работы). Вышел внеочередной номер лицейской
газеты «Тимирязева news», посвященный
семинару.
Живой интерес вызвало участие на
переговорной площадке в режиме видео конференции Директора Информационного
центра по атомной энергии в городе Калининграде Старуновой И. В., которая рассказала о востребованных
специальностях и о перспективах для выпускников, желающих связать свою будущую
профессию с атомной отраслью.
Все участники семинара выразили общее мнение о
важности и своевременности подобных мероприятий, ведь наши дети — будущее нашей
страны — это дело не только школы и родителей, это приоритетное дело государственной
важности, общественный договор и общественная ответственность.