Факторы выбора профессии
06 октября

Факторы выбора профессии

Главный вопрос, волнующий подростка, — это, безусловно, «куда пойти учиться?» На выбор профессии, по мнению психологов, влияют 8 факторов:

— склонности, интересы;
— мнение родителей, семьи;
— мнение друзей и сверстников;
— потребности рынка;
— личный профессиональный план;
— уровень притязаний;
— информированность;
— способности.

Для начала, подросток должен познать самого себя и ответить на следующие вопросы: «что мне нравиться и что интересно?» «какие у меня есть способности и что получается лучше всего?» и «какими личностными компетенциями я обладаю?»

Далее нужно изучить потребности рынка труда и понять, какие профессии будут востребованы через 10 лет. Для этого можно использовать различные источники, в т. ч. и «Атлас профессий будущего».

Любому подростку, впервые задумавшемуся о выборе профессии, нужно составить личностный профессиональный план, в котором должны быть следующие пункты:

1. Главная цель — кем хочу стать!
2. Ближайшие цели — что я могу делать уже сейчас.
3. Отдаленные цели — где учиться, перспективы профессионального роста.
4. Пути и средства достижения целей (где получить информацию, беседы со специалистами, профессиональные пробы и т. д.)
5. Внешние сопротивления для достижения цели: трудности, препятствия.
6. Внутренние условия достижения цели: состояние здоровья, настойчивость.
7. 3апасные варианты.

А это перечень типичных ошибок, которые совершают молодые люди, выбирая, кем стать:

— отношение к выбору профессии как к неизменному;
— бытующие мнения о престижности профессии;
— выбор профессии под влиянием товарищей;
— перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
— незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
— увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;
— отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий;
— устарелые представления о характере труда в сфере материального производства;
— неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах;
— незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии;
— отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

В 2001 году Ольга получила диплом факультета Психологии и педагогики. Работала в школе педагогом-психологом. С 2008 года, занимая должность менеджера по персоналу, ежедневно давала свои консультации и пришла к выводу, что кандидатов, которые не знают, как реализоваться в профессии, гораздо больше, чем тех, кто понимает свои способности. Ольга не сомневается в ценности профориентации, которой важно заняться со школьного возраста, чтобы сформировать у учащихся понимание себя, представление о мире профессий и развивать исключительные способности.

Фото к Факторы выбора профессииФото к Факторы выбора профессииФото к Факторы выбора профессииФото к Факторы выбора профессииФото к Факторы выбора профессии