Сергей Жаворонкин: «Ледокол – это АЭС, пароход и город в одном флаконе»
19 февраля

Сергей Жаворонкин: «Ледокол – это АЭС, пароход и город в одном флаконе»

19 февраля Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда организовал экспертно-профориентационную встречу «Атомный ледокольный флот в России». Студенты Калининградского морского рыбопромышленного колледжа — будущие судоводители и судоэлектрики встретились с Сергеем Жаворонкиным, секретарём Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, специалистом в области ядерной и радиационной безопасности, а также охраны окружающей среды.

Сергей Жаворонкин сразу же отметил важность и высокий приоритет продуктивной работы в зонах Арктики и Северного морского пути: «В силу геополитических причин ранее никто особо не претендовал на эту область, и Россия закрепилась в ней довольно давно. Но сейчас, в эпоху глобального потребления, когда экономический запрос неумолимо растёт, нам надо как-то обеспечивать увеличивающиеся потребности. И, в первую очередь, из-за источников топлива». Сибирь и зона Арктики, по словам эксперта, это первозданный кладезь с залегающими на материковой речной, а также морской акваториях миллиардами и триллионами ресурсной базы в виде топливных ископаемых, а также хороших запасов рыбы. На Арктику сейчас направлено пристальное общемировое внимание.

«Для того, чтобы России удерживать своё присутствие в этой области, и нужна хорошая транспортная составляющая», — подчеркнул Сергей Николаевич. И транспортную поддержку стабильно и давно обеспечивает атомная ледокольная флотилия. В ходе лекции Сергей Жаворонкин назвал ледоколы “маленькой атомной электростанцией”, ледоходом, пароходом и целым самостоятельным городом “в одном флаконе”.

Ядерная силовая установка увеличивает мощность ледокола и занимает очень мало места: она и сама компактная, и не требует огромных запасов топлива, которые тоже нужно где-то хранить. За счёт этого у команды и пассажиров атомоходов гораздо больше пространства. Одновременно это и показатель стандарта качества условий работы для атомщиков, посвящающих себя службе и работе на ледоколах.

Учащиеся Калининградского морского рыбопромышленного колледжа задали Сергею Николаевичу вопросы, связанные с безопасностью, особенностями работы атомной энергетики на судах, а также его собственных ощущениях от пребывания на «открытой воде».

«Изначально человеку вне безопасности быть нельзя. И плотнику, и водителю трамвая, и строителю. Ну, а если мы говорим об атомной энергетике, то безопасность тут важнее всего. Когда работает на ледоколе ядерный реактор, то часть энергии расходуется, в том числе, и на внутреннее потребление. Обогащение у него выше, чем на атомной станции, ведь это реверсное, попеременное движение энергии, причём, на хорошем, не разрушающемся топливе! Кто-то скажет — а как же радиация? На что могу аргументированно ответить — в той же Мурманской области естественный радиационный фон всегда выше, чем на атомном ледоколе. Мы на атомных ледоколах всегда защищены даже от природной радиации водой и металлической конструкцией наших судов», — подчеркнул эксперт.

Лектор подтвердил высокую кадровую потребность и хорошие профессиональные перспективы этого направления: несколько крупных, подписанных на ближайшие 15-20 лет контрактов арктических проектов «Атомфлота», хороший социальный пакет и возможность движения по профессиональной лестнице – это хорошие стартовые возможности для будущих судомехаников и штурманов, пришедших на лекцию.

«Грузопоток в акватории Северного морского пути, генерируемый потенциальными (в стадии согласования), а также уже реализуемыми проектами позволяет нам делать крупную и уверенную ставку на этот сектор жизни и экономики», — подвёл итог Сергей Николаевич.

Встреча завершилась награждением победителей прошедшего в декабре 2019 года «Арктического атомного диктанта», приуроченного к 60-летию атомного ледокольного флота России.