Калининградский сом «не видел кайзера» и за что ихтиологи не любят сельхозпроизводителей c нефтяниками
25 ноября

Калининградский сом «не видел кайзера» и за что ихтиологи не любят сельхозпроизводителей c нефтяниками

24 ноября в «Научном антикафе» ИЦАЭ Калининграда прошла лекция к. б. н., с. н. с. Лаборатории морской экологии ИО РАН Алексея Гущина «Особенности калининградской рыбалки».

Балтийское море – одно из самых молодых морей на планете и имеет некоторые особенности, которые нужно учитывать, когда речь заходит о сохранении его биологического разнообразия. Дело в том, что Балтика – пресный водоём (его солёность колеблется в районе 5-7 промилле), а большинство обитающих в нем рыб имеет более древнее происхождение. Эволюционно так сложилось, что икра той же трески или селёдки попросту погибает, когда под действием собственной тяжести падает на дно. Шансы выжить у икринок есть только тогда, когда в Балтийском море появляются затоки холодной, обогащённой кислородом и более солёной (32 промилле) воды из Северного моря. Эта вода гораздо плотнее балтийской и удерживает икру рыб в толще, не давая ей опуститься. Но эти затоки случаются нерегулярно.

В регионе Балтийского моря проживает 80 млн человек, поэтому основное воздействие на ихтиофауну оказывает антропогенный фактор. Специалисты считают, что, помимо непосредственно промысла, огромное влияние на сокращение популяции рыб оказывает нефтяная отрасль.

Алексей Гущин: «В Балтийском море добывается нефть, в воду могут попадать нефтепродукты, а это очень сильно загрязняющая вещь. Дело в том, что в развитии многих рыб вылупившаяся личинка должна выйти к поверхности воды и заглотить маленький «кусочек» воздуха. Если она это его не заглотила и не заполнила при этом плавательный пузырь, она погибает. А даже тонкая нефтяная плёнка отрезает её от этой возможности. Даже без токсичного воздействия нефть может вот таким образом нивелировать всё пополнение запасов рыбы».

Самый сильный источник нефтяного загрязнения, говорит учёный, — это транспорт. Кроме того, огромную проблему для экологии представляет затопленное на дне моря в районах Борнхольма, Готланда и пролива Скагеррак химическое оружие.

Еще один результат негативного воздействия человека на окружающую среду — ядовитые сине-зелёные водоросли. Их бурное цветение обусловлено благоприятной средой, которую создали для них люди, постоянно сбрасывая в море фосфаты из канализации и сельскохозяйственных стоков. Самое ужасное, что сине-зелёные водоросли являются «тупиковой» культурой в пищевой цепи, ими никто из обитателей водоёмов не питается. «Масштаб проблемы колоссален, — говорит Алексей Гущин. – Если загрузить 10-тонный грузовик этими водорослями, то в Ботническом заливе понадобится 20 тысяч таких грузовиков, в Финском заливе 200 тысяч грузовиков, у нас, на Южной Балтике — более миллиона грузовиков».

Отсутствие мелиорации на полях региона также плохо влияет на ихтиофауну. Русла малых каналов и рек, особенно в бассейне Куршского залива, настолько заилены, что рыба попросту не может пройти сквозь них к своим традиционным нерестилищам вверх по течению в нужном количестве.

Лекцию Алексея Гущина в «Научное антикафе» пришли послушать около 30 человек — как профессиональных рыбаков, так и обычных людей. Несмотря на то, что лекции в «Научном антикафе» начинаются довольно поздно, в 19-00, их посещают самостоятельно даже дети. Самому молодому слушателю оказалось всего 10 лет. Каждый смог задать спикеру интересующие вопросы. Среди них был и о знаменитом соме, который живёт под Высоким мостом на Преголе.

«Я тоже в восторге, что памятник ему поставят, но скорее всего это байка. Самый крупный сом, про который я знаю, что он был пойман в Преголе, — 62 килограмма. Я думаю, что такой сом, может быть, был годов 60-х. Сомы могут жить достаточно долго», — рассказал учёный. Таким образом специалист разрушил легенду, согласно которой соблюдению графика реконструкции Высокого моста помешал гигантский сом, который, как говорят рыбаки, «ещё кайзера видел», и весит более 200 килограммов.

IMG_2296 IMG_2300 IMG_2291