В «Научном антикафе» обсудили Нобелевскую премию по экономике
23 ноября

В «Научном антикафе» обсудили Нобелевскую премию по экономике

22 ноября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда прошла лекция «Нобелевская премия по экономике 2019» в рамках проекта «Научное антикафе». Эта встреча открыла цикл тематических антикафе, посвящённых открытиям в различных научных областях, отмечаемых мировым научным сообществом по-особому, а именно, исследований, авторы которых были почётно удостоены лауреатства Нобелевской премии.

От взора пристально следящих за событиями мировой науки не укрылся тот знаменательный факт, что в 2019 году Нобелевская премия была присуждена группе учёных-экономистов. Об этом и рассказал всем желающим гость антикафе Алексей Петров, экономист, ассистент Калининградского государственного технического университета.

«Экономика – нечастая гостья в стенах ИЦАЭ, и номинальным физикам нечего бояться, ведь сегодня мы будем выступать с нападками на многими любимый метод – эксперимент. Мы рассмотрим, в каких же случаях экспериментальные методы по экономике применимы, а в каких нет», — заметил спикер в начале лекции.

По словам Алексея Владимировича, Нобелевская премия — как спортивное соревнование, в котором команды учёных борются с другими участниками. «Но нам важно также знать, как этот турнир проходил, что происходило за пределами «поля» и что победившая команда собирается делать, то есть значение её теории в контексте остальной науки», — пояснил спикер.

Нобелевская премия по экономике в 2019 году была присуждена трем американским исследователям-экономистам «за экспериментальный подход к искоренению глобальной бедности».

«Боремся ли мы, как человечество, как отдельные страны и регионы в них, с бедностью? Боремся, причём ежегодно. Но удалось ли нам полностью избавиться от бедности? Очевидно, нет. На улице мы это увидим. Значит, если мы её не преодолели, те методы, которые мы используем в качестве инструмента борьбы, являются несовершенными. Нобелевская премия в области экономики в этом году как раз и была вручена за новый подход в исследовании различных мер, помогающих с бедностью бороться», — объяснил Алексей Петров.

Учёные предположили, что проблема может состоять в неэффективном использовании ресурса, отправляемого на проведение различных мероприятий, то есть, усилия в борьбе с бедностью ошибочны на уровне концепции в целом.

Сделав этот вывод, группа учёных-лауреатов перешла от типичного анализа экономических программ к анализу конкретных воздействий, то есть, того, что происходит на уровне взаимодействий с людьми, которые получают помощь. Это и сформировало предмет исследования.

Алексей Петров привёл в пример множество кейсов, подтверждающих действенность этого предположения. Один из них – особенность образовательной системы в большом количестве штатов в Индии: «Наиболее ярким из всех экспериментов американских учёных, обладателей Нобелевской премии по экономике, была ситуация с учителями из Индии. Этот эксперимент проводился с 2003 по 2006 годы в одном из её районов. Исходные данные на момент начала исследования были таковы, что порядка 65% детей, поступающих во вторые и пятые классы, не умеют читать, а примерно половина из них не производит и простейших математических вычислений. Очевидно, что если мы хотя бы как-то сможем повысить грамотность в этом микросообществе, то и бедность в этом штате может быть снижена».

Кроме этого, в ходе опроса трёх тысяч школ исследователи выяснили, что в Индии часто сталкиваются с такой проблемой, как прогулы занятий учителями. Группа нобелевских исследователей задалась двумя вопросами: есть ли корреляция между грамотностью и прогулами учителей и как обеспечить явку самих преподавателей в учебные заведения? В процессе эксперимента установили защищённые камеры видеонаблюдения, а преподаватели в ходе эксперимента были разделены на две группы — работающие по старой схеме и работающие строго в условиях фиксации фото- или видеонаблюдения их работы. По прошествии года в экспериментальной группе был зафиксирована более высокая, нежели ранее, успеваемость учеников этой группы, при, соответственно, более высокой явке педагогов на сами занятия.

«Обращаясь концептуально к теории, мы понимаем, что фокус внимания в процессе изучения смещается с понятия «homo economicus» («человек экономический», субъект, в большинстве случаев действующий рационально и преследующий получение какой-либо выгоды) на «homo sapiens» («человек обычный», которому свойственна иррациональность в принятии решений, различные когнитивные искажения и т.д.). Однако мы понимаем, что не все наши иррациональные поступки обязательно приведут к состоянию бедности», — сделал вывод Алексей Петров.

Антикафе проводится в ИЦАЭ Калининграда каждую пятницу. Жители города могут поиграть в интеллектуальные и настольные игры, стать участниками мастер-классов или тематических лекций.